В своей работе 1937 года "Психология и религия" Юнг описывает сновидения пациента.
Среди них - некие геометрические фигуры, чаще всего круг и квадрат и их соединение во вращении, напоминающие индийские мандалы или средневековые космогонические и религиозные картины.
Образы Круга - это змея, обвившая и кружащаяся вокруг человека, или часы, или мишень для стрельбы; вечный двигатель, глобус.
Образы Квадрата - это городской сквер или сад с фонтаном, чаша, четыре стула вокруг.
Движение: магическая церемония (преображение животных в людей), движущаяся тюремная камера, вращающейся пустая клетки или идущие кругами четверо детей, несущих (как не вспомнить "Властелина колец") некое "темное кольцо"...
Центр мандал - яйцо, звезда, составленная из отряда солдат, или вращающаяся в середине круга, кардиальные точки которого обозначают четыре времени года, полюс, драгоценный камень...
(В иконописи круг означает небесное, квадрат земное)
Главное видение Юнг называет сакральным термином - "обращение" - это "впечатление самой совершенной гармонии", как видит это пациент.
Юнг записывает его так.
"Вертикально и горизонтально расположены два круга с общим центром. Это мировые часы. Их несет черная птица (пациент обращается здесь к предшествующему сновидению, где черный орел нес золотое кольцо).
Вертикальный круг представляет собой голубой диск с белым ободом, разделенный на 4х8-32 части. По диску вращается рука.
Горизонтальный круг - четырехцветный; четыре маленьких человечка стоят на нем и переносят стрелку, а по кругу лежит золотое кольцо (из прежнего видения).
У мировых часов три ритма, или биения:
1. Малое биение: рука на голубом вертикальном диске перемещается на одно полуминутное деление
2. Среднее биение представлено полным обращением руки. Одновременно горизонтальный круг перемещается на полуминутное деление.
3. Большое биение: 32 средних биения равны одному обращению золотого кольца".
Вруцелето.
В сравнительном анализе Юнг вспоминает о индуисской и буддистской традиции, о рисованных падме или лотосе, изображающих мир как Храм Бога в его границах и безграничности...
Он упоминает о двух кругах в платоновском "Тимее", где космогоническая картина мира выглядит как взаимопроникновение 2 сфер, небесной верхней, обращенной к западу, и сферы планет, нижней.
Античная концепция гармонии сфер - музыки сфер - вызывает ассоциацию с давним поэтическим образом.
Морская раковина, в которой мы "слышим" шум моря, транслирует нам биение крови.
Два круга кровообращения словно соединяют два мира: мир земной и мир небесный... В биении крови, в ритме сердца звучат мировые часы.
Если согласно Юнгу, сознание - остров, психика - океан, то предположение о связи кругов кровообращения и образа гармонии, образа "обращения" может означать гармонизацию сердечного ритма - после этого видения начинается выздоровление пациента.
Возможно, в этот океан свои волны приносят не только внешние (среда), но и внутренние, идущие "от сердца", импульсы.
Кончно, если только это не Вселенская Аnima mundi, мировая душа, представление о мире как едином живом и мыслящим целом, которая тоже находит отражение в размышлениях Юнга.(Душа мира -единая внутренняя природа мира, мыслимая как живое существо, обладающее стремлениями, представлениями и чувствами).
Юнг рассказывает интересную средневековую историю: как Гийом де Дипойвиль, приор Шалисского монастыря, нормандский поэт 14 века описывает рай...
Рай -это 49 вращающихся сфер,и одновременно 49 веков земли, существующих in saecula saeculorum, по-русски, во веки веков, то есть вечно, навсегда.
Время Бога означает вечность, а не обычное время. Золотые небеса окружают все сферы.
"Когда Гийом смотрит вверх на золотое небо, он неожиданно замечает малый круг, размером всего около трех футов шириной и цвета сапфира.
Он говорит об этом круге: "le sortait du ciel d'or en un point et у rentrait d'autre part et il en faisait le tour" ("Он сошел с золотого неба в одной точке и вернулся к ней с другой стороны, сделав, таким образом, целый круг").
Очевидно, что голубой круг вращался, подобно диску, по большому кругу, который рассекал золотую небесную сферу.
Здесь две различные системы, золотая и голубая - одна проходит сквозь другую."
Золото на голубом, если вспомнить теорию схожести мифов у разных народов Земли исходя из небесных явлений, означает солнце и небо.
Ангел объясняет:
"Се cercle que tu vois est le calendrier,
Qui en faisant son tour entier,
Montre les Saints les journ6es,
Quand elles doivent etrc fetees.
Chacun en fait le cercle en tour
Chacune etoile у est pour jour,
Chacun soleil pour
Fespace De jours trente ou Zodiaque*.
Сей календарный круг за годом год
Свершает неизменный оборот,
Указывая имена святых
И дни, когда нам чтить пристало их.
Они спешат по кругу чередой,
И каждый день - под собственной звездой.
А тридцать дней на каждый звездный знак
Все вместе нам составят Зодиак.
(Перевод с фр. Стофапова)
Напоминаем, речь идет о пациенте.
Для Юнга эти мандалы означают диссоциацию, разделение.
В центре мира современного человека нет Божества, которым пронизана картина мира человека 14 века.
В лучшем случае - только математическая точка или звезда - или отвергнувший Бога "всесовершенный" человек, который занял место Бога.
И все же Юнг видит в кругах и квадратах или прихрамовую территорию, или некие защитные границы сокровенных глубин души пленника / обитателя мандалы.
Это то, что предотвратит распад и дезинтеграцию человека, эти мандалы есть - внутренний самоконтроль, защита внутреннего от внешнего, некогда, а может быть и сейчас выраженная в более чем реальных вещах..
Источники
Юнг, К.Г. Психология и религия / К.Г. Юнг // Архетип и символ / Пер. В.В. Зеленский. – СП: Ренессанс, 1991.
Ханова Л.А. "Мандала и Четверица как архетипы целостности (по работам К.Г. Юнга)". //
Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2010» / Отв. ред. И.А. Алешковский, П.Н. Костылев, А.И. Андреев, А.В. Андриянов. [Электронный ресурс] — М.: МАКС Пресс, 2010. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Космология Платона - История философии -http://intencia.ru/Pages-print-71.html
Ниже ссылка на файл с записью звуков космоса (Музыка сфер NASA)